Текущее состояние стандартизации в сфере грузоподъемного оборудования

Текущее состояние стандартизации в сфере грузоподъемного оборудования

Трансформация технического регулирования в Украине на основе международных и европейских принципов фактически завершена:

  • в аккредитации органов оценки соответствия произошел переход в оценке компетентности органов по оценке соответствия (ООС) продукции, процессов, персонала и систем менеджмента, а также лабораторий, органов инспектирования на соответствие требованиям стандартам ISO/IEC серии 17000;
  • взамен обязательной сертификации осуществлена возможность выбора предприятиями процедур оценки соответствия техническим регламентам с привлечением ООС или без них, т.е. самостоятельно;
  • в сфере надзора произошло разделение органов контроля и устранено дублирование процедур, в т.ч. при допуске к эксплуатации и оценке соответствия грузоподъемного оборудования;
  • в стандартизации произошел переход к добровольности стандартов, снижены согласовательные процедуры и исключены несущественные требования, повышена роль всех заинтересованных лиц в разработке и принятии стандартов.

В настоящее время основным нормативно-правовым документом для проектирования и ввода в эксплуатацию грузоподъемных кранов и оборудования является Технический регламент безопасности машин (ТРБМ) утвержденный Постановлением КМУ № 62 от 30.01.2013 с изменениями, а для эксплуатации кранов – НПАОП 0.00-1.80-18.

Приказом МЭРТ Украины № 1044 от 27.07.2018 (с изм.) для реализации требований ТРБМ был утвержден перечень национальных стандартов, которые идентичны гармонизированным европейским стандартам и соответствие. Он содержит почти 800 стандартов, 180 из которых распространяются на грузоподъемное оборудование, а из них, в частности, около 110 касаются крановой продукции. К сведению, аналогичный перечень на соответствие ТР лифтов и их компонентов содержит всего 16 стандартов.

Построение этих перечней делится на три типа стандартов:

  • А — определяют основные понятия термины и принципы проектирования для всех категорий кранов (например, ДСТУ EN ISO 12100);
  • В — касаются конкретных аспектов безопасности кранов или конкретных видов защиты, которые могут быть применены в широком спектре (акустика, вибрация, эргономика);
  • С — содержат технические требования для конкретной категории кранов (при отличиях с типами А и В - имеют приоритет над ними).

Отдельно остановимся на разработанных менее 4-х лет назад стандартах EN серии 13001 (большая часть из которых уже принята в Украине), содержащих основы проектирования кранов и их оборудования, а именно:

  • EN 13001-1:2015 Часть 1. Общие принципы и требования (Перечень рисков. Общие принципы расчета доказательства соответствия • Классификация • Рабочие циклы • Частоты нагрузок);
  • EN 13001-2:2014 Часть 2. Влияние нагрузок. (Что считается нагрузкой? • Категории нагрузок • Комбинации нагрузок (статическая прочность) • Обычные нагрузки • Благоприятная и неблагоприятная нагрузка • Динамические факторы • Случайные и исключительные нагрузки • Устойчивость крана);
  • EN 13001-3-1:2012+A2:2018 Часть 3-1. Предельные состояния и проверки прочности стальных конструкций (Материалы • Доказательство статичной прочности (элементы, болтовые соединения, сварные соединения) • Доказательство усталостной прочности (концепция) • Сварочные качества, классификация в целом, классы подрезов швов);
  • EN 13001-3-2:2014 Часть 3-2. Предельные состояния и подтверждение соответствия канатов в системах подъема (Проволочные канаты • Вертикальные и не вертикальные приводы • Доказательство статической прочности • Доказательство усталостной прочности • Количество канатов • Количество изгибов • Многослойные барабаны);
  • EN 13001-3-3:2014...Часть 3-3. Предельные состояния и подтверждение соответствия контактов колеса и рельса (Контакт колеса/рельса • Линейные и точечные контакты • Твердость • Доказательство статической и усталостной прочности);
  • EN 13001-3-4:2018 Часть 3-4. Предельные состояния и подтверждение соответствия машин и механизмов. Подшипники;
  • EN 13001-3-5:2016 Часть 3-5. Предельные состояния и подтверждение соответствия кованых крюков (Крюки • Концепция • Расчет накопленного повреждения • Представление спектров нагрузки);
  • EN 13001-3-6:2018 Часть 3-6 Предельные состояния и подтверждение соответствия машин. Гидравлические цилиндры;
  • EN 13001-3-7 Часть 3-7. Предельные состояния и подтверждение соответствия машин. Зубчатые передачи и коробки передач;
  • EN 13001-3-8 Часть 3-8. Предельные состояния и подтверждение соответствия машин. Валы.

Это не просто новые стандарты на краностроительную продукцию, они меняют идеологию проектирования предлагая:

а) новую классификацию кранового оборудования. В стандарте ISO 4301-1 была установлена общая классификация компонентов крана, известная как «М-классы», с использованием расчета срока службы, основанного на рабочих часах.

М-классы рассчитываются таким образом, чтобы сосредоточиться на времени работы, а не на фактических циклах нагрузки, на которых работает кран. При реальном анализе два одинаковых заводских крана, работающих на разных высотах и скоростях подъема, испытывали совершенно разные нагрузки с точки зрения циклов (в 10 раз) в течение одного и того же времени работы, т.е. время работы (используемое в определении класса М) не является объективным показателем усталостной прочности.

Сейчас на международном уровне принят переходной период применения этих стандартов и подходов, но переход на классификацию, основанную на циклах, для отдельных компонентов уже идет (например, для канатов и др.).

б) уход от традиционного вертикального проектирования к горизонтальному. Он основан на поэлементном конструировании отдельных компонентов, существенно снижая себестоимость и повышая качество, ориентируя проектантов на применение в кранах детально проработанных узлов.