Согласно требований НПАОП 0.00-1.80-18 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» п.4.19.
4.19.1. Устройство рельсового кранового пути, за исключением пути железнодорожных кранов, должно осуществляться по проектной документации, которая хранится субъектом хозяйственной деятельности вместе с паспортом.
При установке грузоподъемного крана на эксплуатируемый крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.
4.19.2. В проекте надземного рельсового кранового пути должны содержаться такие основные сведения:
- конструкция подрельсовых опорных элементов (подкрановых балок);
- тип рельсов;
- допустимая нагрузка на рельсы от колес крана;
- способ крепления рельсов между собой и к опорным элементам;
- наличие подкладок под рельсами, конструкция подкладок и способ их установки;
- зазор между рельсами;
- предельно допустимые величины общего продольного уклона, допуски на ширину пути и на разность уровня головок рельсов;
- конструкция (тип) тупиковых упоров и допустимая нагрузка на них, тип отключающего устройства ограничителя передвижения крана;
- наличие вдоль пути ограждения;
- устройство заземления рельсового пути.
4.19.3. В проекте наземного рельсового кранового пути дополнительно к сведениям, приведенным в п. 4.19.2 настоящих Правил, должны указываться:
- план рельсового пути с привязкой к прилегающей территории, с указанием основных размеров пути (ширины и длины) и участка для стоянки крана в нерабочем состоянии;
- конструкция нижнего устройства:
- - длина и ширина земляного полотна;
- - продольный и поперечный уклон (в зависимости от типа грунта);
- - поперечный профиль земляного полотна с размерами;
- - расположение и тип водоотводных приспособлений;
- - типы и физико-механические характеристики грунта земляного полотна;
- - степень уплотнения земляного полотна;
- конструкция верхнего устройства рельсового пути:
- - размер балластной призмы, типы и физико-механические характеристики материалов балластной призмы;
- - тип, сечение и длина опорных элементов (шпал или железобетонных балок);
- - расстояние между шпалами;
- - конструкция подкладок и упругих элементов;
- - конструкция лотков и настилов для кабеля;
- - допустимый минимальный радиус кривой на криволинейных участках пути (при наличии);
- - предельно допустимые значения упругого проседания под колесами;
- - конструкция переезда через рельсовый путь для автомобильного транспорта (при необходимости);
- - место монтажа крана и регламент обкатки рельсового пути;
- - пояснительная записка с обоснованием проектных решений и расчетами.
4.19.4. Крановые пути (за исключением путей башенных и железнодорожных кранов), пути однорельсовых тележек, оборудованные стрелками или поворотными кругами, а также переходы, служащие для передвижения грузоподъемного крана или его грузовой тележки с одного пути на другой, должны соответствовать таким требованиям:
- в местах перехода грузоподъемного крана или его грузовой тележки с одного пути на другой должно обеспечиваться их плавное передвижение;
- для предотвращения расцепления двух сомкнутых рельсов кранового пути, а также рельса кранового пути с рельсом стрелки или поворотного круга, должны быть установлены замки, надежно замыкающие сомкнутые рельсы и имеющие электрическую блокировку, исключающую передвижение грузоподъемного крана или его грузовой тележки при незапертом замке; для механизмов с ручным приводом электрическая блокировка может быть заменена механической;
- размыкающиеся участки пути, а также рельсы стрелок и поворотных кругов должны оборудоваться автоматически действующими затворами, исключающими сход грузоподъемного крана или его грузовой тележки с рельсового пути;
- перевод стрелки или поворотного круга должен производиться с помощью специального механизма, управляемого с пола или из кабины;
- напряжение на главные троллеи крана, на механизмы управления стрелок и электрические аппараты блокировочных устройств должно подаваться с помощью одного выключателя.
4.19.5. Рельсы опорных кранов и грузовых тележек должны крепиться так, чтобы исключалось боковое и продольное их смещение при передвижении и работе крана. При креплении рельсов с помощью сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации.
4.19.6. Переезд автомашин и автопогрузчиков через пути козловых и башенных кранов допускается в исключительных случаях, когда объезд путей невозможен. Меры безопасности разрабатываются субъектом хозяйственной деятельности с учетом интенсивности работы кранов и движения транспорта.
4.19.7. Пересечение путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта, а также портального крана с железнодорожным путем разрешается при условии разработки мероприятий по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом, согласованных субъектом хозяйственной деятельности с владельцем пути заводского транспорта или железнодорожного пути.
4.19.8. Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения, указанные в руководстве по эксплуатации грузоподъемного крана, не должны превышать величин, приведенных в приложении 2 настоящих Правил. Повреждения и дефекты рельсов и шпал кранового пути не должны превышать критериев браковки, приведенных в приложении 3 настоящих Правил.
4.19.9. В проекте рельсового пути должен быть определен участок для стоянки грузоподъемного крана в нерабочем состоянии.
4.19.10. При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового пути, должен быть выполнен расчет с целью исключения возможности повреждения этих коммуникаций и при необходимости разработан проект их перекрытия.
4.19.11. Готовность рельсового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки пути (приложение 4 настоящих Правил), к которому прилагаются результаты нивелирования профилей рельсового пути, а также проверки размеров пути. Акт сдачи-приемки пути должен храниться вместе с паспортом грузоподъемного крана.
Это интересно
- Предельные отклонения рельсовых путей от проектного положения
- Какие краны необходимо оборудовать устройством регистрации рабочих параметров
- Текущее состояние стандартизации в сфере грузоподъемного оборудования
- Тупиковые упоры мостовых и козловых кранов. Особенности конструкции и применения
- Особенности смазки крановых канатов